Основы журналистики
Журналист – древняя творческая профессия. Журналист является источником новостей о событиях, происходящих в мире. Журналисты работают в редакциях газет, журналов, на телевидении, в радиокомпаниях, пресс-центрах, сфере образования. Профессия журналиста считается опасной: возможны командировки в «горячие точки», в экстремальные места. Профессия журналиста требует бешеного темпа работы, график работы может быть ненормированным. Журналист может занимать должность штатного/внештатного корреспондента, репортера, ведущего рубрики, главного редактора, диктора, звукорежиссера, oбoзpeвaтeля, комментатора и др.
Основная задача журналиста – информирование людей новыми достоверными фактами. В обязанности журналиста входит поиск и написание статей, новостей, рекламных текстов, репортажей, обзоров, очерков.
Журналист должен иметь высшее профессиональное образование в области журналистики, знать психологию общения, иностранные языки, иметь хорошие навыки общения с людьми, сбора, поиска и отбора необходимой информации, аналитические способности, образное мышление, хорошую память, мобильность, умение ясно излагать мысли, быть коммуникабельным, любознательным, находчивым, сообразительным, эрудированным, доброжелательным, вежливым, физически выносливым человеком.
Газета «МЕЧТА»
В школе возникла идея о создании газеты. Много вопросов ставил перед собой коллектив. Кому нужна школьная газета? Когда много других детских и подростковых печатных изданий, кто будет этим заниматься, как решить финансовые проблемы? Конечно, соперничать с центральными изданиями мы не можем. Но это вовсе и не наша задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьная газета – это средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, средство формирования общественного мнения, средство воспитания.
Сентябрь 2013 года можно считать датой рождения возрождения нашей газеты. Условно жизнь газеты можно разделить на несколько этапов.
1 этап – Создание команды единомышленников
Весь месяц в школе шла активная работа по созданию собственного печатного органа. Коллектив единомышленников поставил перед собой следующие цели:
– объединить всех субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) путем создания единого источника информации;
– формировать практические и теоретические навыки деятельности журналиста через участие в жизни газеты;
– воспитывать творческую, всесторонне развитую, активную, социально зрелую личность школьника;
Через работу школьного печатного органа предполагалось решение задач:
– в области обучения предоставить каждому возможность для самореализации, повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения;
– в области воспитания развить творческие способности учащихся;
– в области нравственного развития создать благоприятные условия для развития творчества учащихся, умения находить в жизни нравственные ориентиры;
– в области социализации формировать у учащихся твердую жизненную позицию;
– профориентация учащихся.
Когда была подобрана команда ребят, учитывая желания и умения, ребята распределились по следующим группам:
Ученики:
Шеф-редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя, и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи, следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.
– отдел школьной жизни – статьи о школе, событиях, происходящих в школе. Примером можно назвать статью «Школьная форма: За и против!»
– отдел искусств – публикует статьи о различных встречах, школьных праздниках. Например, «Новый год в гостях у Матросовского детского дома».
– отдел спорта - статьи о спорте, выдающихся спортсменах школы («Счастье трудных побед»).
– Корреспонденты по каждому направлению (по 3 – 5 человек) - те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т. д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок. Поэтому все ребята являются членами различных отделов.
Немало важную роль в выпуске газеты играю фотокорреспонденты, дизайнеры и верстальщики.
Кураторы газеты – Михайлова Е. С., учитель информатики, Лосева Г. Ф., зам. директора по воспитательной части.
2 этап – Определение духа газеты
До начала издания мы обдумали и пришли к общему мнению относительно проекта школьной газеты. Определили содержание, дух газеты, ее форму, периодичность выхода газеты в свет.
Путем сбора общих предложений сложились следующие постоянные рубрики:
– «От редактора» – под этой рубрикой печатаются обращения редактора школьной газеты, выводы, мысли по поводу школьных внеклассных мероприятий и др.
– «Школьные новости»
– «Все о спорте»
– «Новости спорта»
– «Мнение»
– «Страница класса», «Новости класса»
– «Это интересно»
– «Время. События. Факты»
– «Хотим поздравить»
– «Проба пера»
– «Улыбнемся»
Газета выходит ежемесячно, исключение составляют специальные номера, посвященные юбилейным датам и значимым событиям в жизни школы (акции, проекты и т.д.), которые выпускаются при необходимости (спец. выпуск для праздника «День Знаний», к 70-летию Победы, к юбилейным датам).
Подготовка публикаций осуществляется журналистами из всех классов школы (с 5-го по 11-й). Каждый материал, подготовленный к печати, проходит цензуру в лице куратора, а также корректируется.
3 этап – выход газеты
На первой странице газеты располагаются название, логотип, данные о сроках выхода газеты (номер, месяц, год) и, как правило, самая важная статья номера. Далее материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру. Сейчас в школьной редакции выпускаются разные номера: праздничные и специальные. В работе участвует как основной состав редакции, так и остальные учащиеся школы. Выпуск газеты – это очень кропотливая работа: необходимо продумать тематику номера, подобрать материалы и иллюстрации. С каждым выпуском состав редакции увеличивается, а ребята становятся все опытнее.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с особенностями строения текстов публицистического стиля, использующиеся в процессе создания газетного номера, с основными принципами и техникой оформления периодических изданий.
Мы считаем, что наша газета очень интересная и еще долго будет существовать в стенах нашей школы.
Смотреть выпуск газеты № 5 (февраль-апрель 2015 г.)